Алфавитный указатель симптомов:    А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  Й  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Нарушение интеллектуального развития

Общие сведения

Нарушения интеллектуального развития является острой проблемой в современной детской психиатрии и клинической генетике. Умственная отсталость включает в себя разнородные явления с клинической точки зрения. Задержки психического развития характеризируется нарушением познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Нарушения интеллектуального развития с вязаны с нарушениями адаптивного поведения. Термин «умственная отсталость» включает в себя все клинические и патогенетические варианты возникшего в раннем возрасте интеллектуального дефекта.

Причины нарушения интеллектуального развития

В настоящее время специалистам известны две принципиально различные группы факторов, которые флияют на интеллектуальную неполноценность. Экзогенные факторы относят к случайным неблагоприятным воздействиям среды, а именно:

  • травмы;

  • нейроинфекции;

  • органические поражения головного мозга;

  • эпилепсия;

  • шизофрения.

Этиологические факторы связаны с легкой умственной отсталостью. Достаточно часто интеллектуальные нарушения встречаються при наследственных болезнях. Патогенной основой умственной отсталости во внутриутробном периоде являются:

  • инфекционные заболевания женщины в период беременности (краснуха, корб, оспа);

  • родовые травмы, асфиксия;

  • болезнь Дауна;

  • сахарный диабет у матери ребенка;

  • патология наследственности;

  • интоксикация лекарственными препаратами;

  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;

  • алкоголизм родителей.

В первые три года жизни у ребенка может возникнуть нарушение в интеллектуальном развитии, как следствие менингита или черепно-мозговой травмы.

В настоящее время существует следующая классификация дизонтогенеза (нарушения развития психики):

  • недоразвитие;

  • поврежденное развитие;

  • задержанное развитие;

  • дефицитарное развитие;

  • искаженное развитие;

  • дисгармоническое развитие.

Рассмотрим детальнее эти нарушения. Недоразвитие развивается в первые годы жизни, когда еще не полностью сформированы мозговые системы. Повреждение мозговых систем происходит в результате травм плода в период внутриутробного развития. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях. При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти.

Задержанное развитие развивается при медленном формировании познавательной деятельности, характерен в младшой возрастной группе. Факторы, способствующие задержке развития:

  • генетическая предрасположенность;

  • соматические заболевания;

  • неблагоприятная среда воспитания;

  • инфекции, полученне в период развития в утробе матери.

При поврежденном развитии заболевание проявляется в более позднем возрасте. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза. Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.

Дети с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью ЦНС. Задержка психического развития вызвана замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью ЦНС, либо с минимальными органическими повреждениями.

Задержка психического развития развивается при замедленном созревании лобных отделов головного мозга. Выделяют следующие причины возникновения заболевания:воздействие патогенических факторовЮ эндокринные и хромосомные нарушения, хронические заболевания. Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве: расстройство питания при дизентерии, дистрофия. Следует также учитывать факторы:

  • стрессовые и психотравмирующие;

  • длительная депривация.

Симптомы задержки развития проявляются в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным формам деятельности. Чтобы лучше понять развитие заболевания, необходимо знать характеристики детей с задержкой психического развития:

  • физические и моторные особенности (недостаток моторики, затруднена координация движений);
  • низкий уровень работоспособности;
  • инфактилизм;
  • примитивная речь;
  • дефекты произношения;
  • внимание неустойчиво.

Дети с нарушениями в развитии посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида в группе детей с отклонениями в развитии. В зависимости от диагностических показателей ребенок переводится в специальную школу соответствующего типа. Способы коррекции заболевания в подобных учебных заведениях разный: индивидуальный подход, игровые моменты, наглядный материал. Виды занятий более разнообразны, эмоционально насыщенны.